русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2010 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за январь 2010 года


Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение и уплата страховых взносов

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 ноября 2009 г. № 871н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15798.

• Утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС РФ).
• Приказ вступает в силу с 1 января 2010 года, начиная с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за I квартал 2010 года.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 ноября 2009 г. № 908н «Об утверждении Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 22 января 2010 г. № 12.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2009 г., регистрационный № 15876.

• Страхователи обязаны вести учет: а) сумм начисленных страховых взносов, пеней и штрафов; б) сумм уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов; в) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения; г) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом ФСС по месту регистрации страхователя (сумм, подлежащих уплате в территориальный орган ФСС, и сумм, полученных от территориального органа ФСС).
• Страхователи ведут указанный учет в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Учет ведется на соответствующих балансовых счетах, предусмотренных планами счетов бухгалтерского учета.
• Учет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в территориальные органы ФСС, осуществляется в полных рублях. Учет сумм начисленных и произведенных расходов на выплату страхового обеспечения осуществляется в рублях и копейках.
• Страхователи, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет только сумм произведенных расходов, а также сумм средств, полученных от территориальных органов ФСС.
• Территориальный орган ФСС выдает по запросу страхователя справку о состоянии его расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных территориального органа Фонда.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/780
Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии», январь 2010 г. № 2.

• Письмо касается вопроса документального подтверждения расходов, возникающих по договору аренды транспортного средства с экипажем.
• Плата по договору аренды транспортного средства с экипажем состоит из двух частей, а именно из платы за аренду транспортного средства и платы за услуги по управлению этим транспортным средством. Арендные платежи учитываются на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Если договор аренды заключен с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, расходы в виде платы за услуги по управлению транспортным средством в соответствии с пунктом 21 статьи 255 НК РФ могут учитываться в составе расходов на оплату труда. Для подтверждения расходов в виде платы за услуги по управлению транспортным средством необходимо наличие документов, подтверждающих факт оказания таких услуг налогоплательщику. Таким документом может быть, например, акт приема-передачи услуг.
• В том случае, если по договору аренды транспортного средства с экипажем расходы, возникающие в связи с эксплуатацией транспортного средства, несет арендатор, он вправе учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли, подтвердив их соответствующими документами.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 декабря 2009 г. № 03-05-05-02/86
• Письмо касается вопроса об уплате налога на имущество организаций и земельного налога организациями, занимающими помещения в здании на праве безвозмездного пользования.
• На основании положений главы 30 НК РФ налог на имущество организаций уплачивается, в частности, российскими организациями в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. В соответствии с пунктами 21, 22 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Поскольку помещение, полученное организацией по договору безвозмездного пользования, не учитывается на балансе этой организации в качестве объекта основных средств, объекта налогообложения по налогу на имущество у данной организации не возникает.
• В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ в случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. При этом гражданским и земельным законодательством РФ не предусмотрена возможность приобретения организациями, которым переданы некоторые нежилые помещения в безвозмездное пользование, каких-либо прав на часть земельного участка, пропорциональную размеру переданных в безвозмездное пользование нежилых помещений.
• В силу статьи 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования. Таким образом, в договоре безвозмездного пользования может быть предусмотрена обязанность ссудополучателя осуществлять расходы на содержание переданного по договору имущества, в том числе возмещать ссудодателю уплаченные им налог на имущество организаций и земельный налог.

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 декабря 2009 г. № КА-А40/13645-09 по делу № А40-15387/09-35-45
В результате выездной налоговой проверки Кредитного потребительского кооператива граждан налоговым органом была установлена недоимка по НДФЛ, образовавшаяся в связи с применением Кооперативом при исчислении налога на доходы физических лиц налоговой ставки 9 процентов, вместо установленной в размере 13 процентов. Налоговая инспекция предложила Кооперативу уплатить недоимку, и Кооператив добровольно уплатил указанную сумму до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности. Позднее Кооператив обратился в налоговый орган с заявлением, в котором просил возвратить на расчетный счет налог на доходы физических лиц как излишне уплаченный, указав при этом, что уплатил налог за счет собственных средств, так как в 2006 году не имел налогооблагаемой базы по НДФЛ, о чем своевременно сообщал налоговому органу. Налоговый орган отказал в возврате налога, ссылаясь на отсутствие возражений на акт выездной налоговой проверки, проведенной в 2006 году, добровольную (до вынесения инспекцией решения) уплату НДФЛ и отсутствие переплаты по данному налогу на момент подачи указанного заявления. Кооператив обратился в арбитражный суд.
Суд указал, что согласно статье 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ являются физические лица. В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. В случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом. В соответствии с пунктом 9 статьи 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Таким образом, уплаченные Кооперативом в 2006 году денежные средства являются излишне уплаченным налогом и подлежат возврату с начислением на них процентов за несвоевременный возврат. Налоговый орган не представил доказательств того, что сведения об отсутствии у Кооператива хозяйственной деятельности в 2006 году являются недостоверными или неполными. Соответственно инспекция не доказала, что НДФЛ не был уплачен из средств Кооператива.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Минфина РФ от 15 октября 2009 г. № 104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 20 января 2010 г. № 9.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2009 г., регистрационный № 15808.

• Утверждены форма налоговой декларации по НДС и Порядок заполнения налоговой декларации по НДС.
• Приказ вступает в силу, начиная с представления налоговой декларации за четвертый квартал 2009 года.

Приказ Федеральной налоговой службы от 31 декабря 2009 г. № ММ-7-6/730@ «Об утверждении формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчётности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5)»
Текст приказа размещен на сайте Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru).

• Утвержден формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5) «Часть III. Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (версия 01)».
• Приказ вступает в силу с даты представления налоговых деклараций в электронном виде за четвертый квартал 2009 года.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2009 г. № 957н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15786.

• Утверждены формы решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, а также за счёт его имущества; формы справок о выявлении недоимки и требований об уплате недоимки; форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов; формы требования о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам; формы решений, связанных с проведением выездной проверки, а также камеральной проверки; формы решений, связанных с привлечением плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
• Приказ вступает в силу с 1 января 2010 года.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 ноября 2009 г. № 894н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г., регистрационный № 15761.

• Утвержденная форма применяется начиная с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за I квартал 2010 года.
• Приказ вступает в силу с 1 января 2010 года.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2009 г. № 959н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2009 г., регистрационный № 15842.

• Утверждены, в частности, Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, а также форма решения о прекращении со страхователем правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователя с учета.
• В соответствии с утвержденным Порядком обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Одновременно происходит регистрация в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
• Заявление о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения необходимо представить в срок не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Информационное сообщение Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 4 «В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Текст сообщения размещен на сайте Министерства финансов РФ (http://www.minfin.ru).

• Обращено внимание пользователей аудиторских услуг на то, что с 1 января 2010 г. не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов организации и индивидуальные предприниматели - не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу).
• До включения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе в период рассмотрения и проверки Минфином России заявления некоммерческой организации о включении сведений о ней в указанный реестр, такая некоммерческая организация не является саморегулируемой организацией аудиторов. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность - Саморегулируемые организации аудиторов».

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 12 января 2010 г. № 1-2.

• Письмо касается вопроса об определении даты создания филиала (представительства) в целях постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
• При подаче заявления о постановке на налоговый учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением представляет копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Абзацем третьим пункта 3 статьи 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Сведения о филиалах и представительствах юридического лица, дате регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Минфином России утвержден приказ от 05.11.2009 № 114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента», в котором, в частности, предусмотрено, что датой постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения филиала (представительства) является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о филиале (представительстве). Указанный приказ Минфина представлен в Минюст России для государственной регистрации.
• Департамент полагает, что датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об этом филиале (представительстве).

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Указание ЦБР от 1 декабря 2009 г. № 2351-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 31 августа 2005 года № 1610-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в Представительство Банка России в сети Интернет»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 20 января 2010 г. № 2.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2009 г., регистрационный № 15937.

• Субъект кредитной истории вправе не формировать код субъекта кредитной истории или сформировать его позднее как в период действия заключаемого договора займа (кредита), так и после его окончания - посредством обращения к источнику формирования кредитной истории, а также в любую кредитную организацию или в любое БКИ.
• Внесены некоторые другие изменения, касающиеся формирования и обозначения кода (дополнительного кода) субъекта кредитной истории.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Указание ЦБР от 1 декабря 2009 г. № 2353-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 31 августа 2005 года № 1612-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в кредитную организацию»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 20 января 2010 г. № 2.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2009 г., регистрационный № 15857.

• Порядок направления запросов дополнен положением, согласно которому запрос в ЦККИ может направляться как в виде электронного сообщения, содержащего один запрос субъекта кредитной истории (пользователя кредитной истории), так и в виде электронного сообщения, содержащего более одного запроса субъекта (субъектов) кредитной истории и (или) пользователя (пользователей) кредитной истории (пакетное электронное сообщение). При этом запросы субъектов кредитных историй и пользователей кредитных историй могут формироваться в одно пакетное электронное сообщение. В случае поступления в ЦККИ пакетного электронного сообщения ЦККИ направляет на него ответ также в виде пакетного электронного сообщения.
• Установлены сроки, в течение которых кредитная организация, в которую обратился субъект (пользователь) кредитной истории, должна информировать субъекта (пользователя) кредитной истории о БКИ, в котором хранится кредитная история.
• В случае если субъект (пользователь) не явился в кредитную организацию за ответом ЦККИ в установленные сроки, кредитная организация направляет субъекту (пользователю) кредитной истории ответ ЦККИ по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем окончания сроков информирования.
• Внесены другие изменения.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1198 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 22 января 2010 г. № 12.

• Изменения внесены в постановление Правительства РФ «О распределении и предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».
• В наименовании постановления слова "в 2009 году" заменены словами "в 2010 году".
• Дополнено возмещением части затрат на уплату процентов, в частности, по займам, полученным организациями, осуществляющими первичную подработку и хранение зерна, если договор займа заключен после 1 января 2010 г. на срок до 10 лет и средства предоставлены на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей либо приобретение оборудования для первичной подработки и хранения зерна.
• Исключено положение, согласно которому субсидии по некоторым видам займов предоставлялись при наличии региональных и (или) местных программ, включающих мероприятия по землеустройству.
• Внесены другие изменения.
• Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 27 января 2010 г. № 15.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2009 г., регистрационный № 15909.

• Утвержденный Порядок устанавливает правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в том числе правила выплаты пособий по месту работы получателя пособия. К таким пособиям относятся: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
• Определено, кто имеет право на получение пособия, какие документы необходимо представить работодателю для получения пособия, в какие сроки назначается пособие. В частности, указано содержание заявления, которое необходимо подать для получения пособия. При приеме заявления организация, назначающая пособия, выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления (при направлении заявления по почте - направляет извещение о дате получения (регистрации) заявления в 5-дневный срок с даты его получения (регистрации).
• Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 декабря 2009 г. № 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 января 2010 г. № 4.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2009 г. , регистрационный № 15809.

• Утвержден перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения – на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособий при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком; социального пособия на погребение.
• Помимо заявления, страхователь представляет расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также по расходам на выплату страхового обеспечения; копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, перечень, утвержденный приказом, вступает в силу с 1 января 2010 г.


Назад