русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2010 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за февраль 2010 года



Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение и уплата страховых взносов

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4
• Письмо касается учета в целях налогообложения прибыли расходов, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности.
• НК РФ установил для некоммерческих организаций обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений, от доходов (расходов), полученных (произведенных) ими за счет иных источников. Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть уменьшены некоммерческими организациями лишь на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности.
• В соответствии с пунктом 4 статьи 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Из положений данного пункта следует, что налогоплательщик вправе определять группу затрат, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то есть, в рамках коммерческой деятельности.
• В статье 272 НК РФ установлен порядок признания расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, при методе начисления. В пункте 1 указанной статьи определено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Таким образом, положение пункта 1 статьи 272 НК РФ действует в отношении доходов и расходов, формирующих налоговую базу налогоплательщика в соответствии со статьей 274 НК РФ как разницу между суммами полученных доходов и расходов. Распределение таких расходов требуется налогоплательщику только в случае ведения им видов предпринимательской деятельности, для которых установлен разный режим налогообложения. Следовательно, порядок распределения расходов, установленный статьями 252 и 272 НК РФ, применяется в отношении расходов, произведенных налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
• Таким образом, для некоммерческих организаций положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального деления отдельных видов расходов установлен только для бюджетных учреждений (статья 321.1 НК РФ).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/68
• Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях налогообложения прибыли, учитываются в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
• Полученные сельскохозяйственными кооперативами средства в виде субсидий на покрытие расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг), не учитываются в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ) или в качестве целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ), поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.
• Факт получения организацией средств на возмещение затрат либо не полученной от потребителей платы за оказанные услуги сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода (экономической выгоды) от реализации услуг. Кроме того, в случае если субсидии на возмещение затрат не учитываются в доходах в целях налогообложения прибыли, то затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), осуществленные организацией, не учитываются в расходах, признаваемых в целях налогообложения прибыли.
• Таким образом, субсидии, полученные организациями (кроме автономных учреждений) в порядке, предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг), учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/60
• Письмо касается вопроса о порядке определения даты привлечения денежных средств по договорам кредита и займа.
• Предельная величина процентов, признаваемых расходом, рассчитывается с учетом ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей на дату привлечения денежных средств. На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
• Учитывая изложенное, датой привлечения денежных средств следует считать дату фактического зачисления кредита (займа) на расчетный счет заемщика. Соответственно, дата привлечения денежных средств и дата заключения кредитного договора (договора займа) могут не совпадать.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 февраля 2010 г. № 03-03-06/2/20
• Письмо касается вопроса о порядке формирования налоговой базы по налогу на прибыль при уступке права требования долга.
• Учитывая положения пункта 2 статьи 279 НК РФ при реализации задолженности по кредитному договору банк-цедент вправе уменьшить доход от реализации права требования на стоимость задолженности по указанному договору. При этом, поскольку статьей 279 НК РФ не установлено иное, стоимость задолженности по кредитному договору определяется исходя из суммы всей задолженности по договору, уступаемой цессионарию, включая сумму основного долга по кредитному договору, а также суммы процентов, начисленных, но не уплаченных до момента уступки права требования. Что касается неустойки по кредитному договору, то, по мнению Департамента, указанные суммы могут быть включены в стоимость задолженности по кредитному договору при определении налоговой базы при уступке права требования только в том случае, если данные штрафные санкции были признаны должником или подлежат уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 января 2010 г. № 03-03-06/2/9
• В соответствии с пунктом 4 статьи 328 НК РФ налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта. Таким образом, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.
• Исходя из нормы статьи 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. При этом с момента прекращения долгового обязательства основания для начисления процентов в налоговом учете, по мнению Департамента, отсутствуют. При расторжении договора кредита или прекращении данного долгового обязательства иным образом начисление процентов в налоговом учете прекращается, поскольку отсутствует само долговое обязательство.
• В соответствии с пунктом 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. После расторжения договора кредита по решению суда или в одностороннем порядке по инициативе кредитора в соответствии с условиями договора начисление процентов по кредитному договору прекращается.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 января 2010 г. № 03-04-06/6-4
• Письмо касается вопроса о представлении сведений в налоговые органы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в денежной или в натуральной форме, не превышающих 4000 руб. и освобождаемых от налогообложения.
• Пунктом 28 статьи 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных по различным основаниям в натуральной или в денежной форме, размер которых не превышает 4 000 рублей за налоговый период. При получении физическими лицами от организации доходов, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ, не превышающих 4 000 рублей, организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Налоговый кодекс не предусматривает обязанности лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них физическими лицами доходах. Данная обязанность установлена статьей 230 НК РФ только для налоговых агентов.
• Поскольку наступление обязательства организации по удержанию НДФЛ с доходов, предусмотренных пунктом 28 статьи 217 НК РФ, связано с превышением установленного размера выплачиваемого этой организацией дохода (4 000 рублей), организации следует вести персонифицированный учет таких доходов, полученных от нее физическими лицами. В случае, если стоимость (размер) указанных доходов превысит в налоговом периоде 4000 рублей, организация будет признаваться налоговым агентом и, соответственно, исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьей 230 НК РФ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12
• Письмо касается вопроса удержания налоговым агентом в текущем налоговом периоде НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами в прошедшем налоговом периоде.
• После окончания налогового периода, в котором налоговым агентом выплачивался доход физическому лицу, и письменного сообщения налогоплательщику и налоговому органу по месту учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога, обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога на доходы физических лиц не установлена.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 октября 2009 г. № 245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2010 г., регистрационный № 16330.
• В Инструкции установлен единый формат представления в Росфинмониторинг организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям с денежными средствами или иным имуществом, по которым на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Приведены форма кодирования; перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при представлении информации; каналы связи для передачи информации; формы письменных запросов Росфинмониторинга в организации о представлении информации и документов, подтверждающих эту информацию, и перечень должностных лиц, имеющих право направлять письменные запросы в организации.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11 августа 2009 г. № 3 «Вопросы, связанные с применением Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256»
• Действие Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров распространяется на все некредитные организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона, в том числе страховые организации, лизинговые компании, ломбарды, организации федеральной почтовой связи и т.д.
• В случае внесения изменений в Федеральный закон либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ организации обязаны вносить соответствующие изменения в свои правила внутреннего контроля. Сроки внесения изменений в правила внутреннего контроля в связи с изменением действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами в настоящее время не установлены. Однако соответствующие изменения рекомендуется вносить в правила внутреннего контроля в течение 1 месяца с даты вступления в силу изменений в действующие законодательные или иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ либо в течение 1 месяца с даты вступления в силу нового нормативного правового акта, положения которого имеют значение при реализации программ внутреннего контроля. Новая редакция правил внутреннего контроля представляется на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, - в Федеральную службу по финансовому мониторингу, в течение 5 рабочих дней с даты ее утверждения руководителем.
• Даны ответы на другие вопросы.

Приказ Минфина РФ от 5 ноября 2009 г. № 114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 10 февраля 2010 г. № 27.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2010 г., регистрационный № 16121.

• В утвержденном Порядке предусмотрены процедуры постановки на налоговый учет и снятия с учета в различных ситуациях.
• При создании филиала (представительства), сведения о котором включаются в устав, - можно подать заявление о постановке на налоговый учет одновременно с заявлением о регистрации изменений в учредительных документах или с уведомлением о создании филиала (представительства).
• При создании обособленного подразделения, которое не является филиалом (представительством) заявление о постановке на учет подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения. Указан перечень документов, которые представляются одновременно с заявлением.
• В случае, если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определенному организацией самостоятельно.
• Датой постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения является: для филиала (представительства) - дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве); для иного обособленного подразделения - дата создания иного обособленного подразделения, указанная в Заявлении о постановке на учет (Сообщении).
• Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Приказ Федеральной налоговой службы от 10 февраля 2010 г. № ММ-7-6/42@ «Об утверждении форматов представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5)»
• Утвержден формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5) «Часть II. Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (версия 02)».
• Приказ вступает в силу начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронном виде за налоговый период 2009 года.

Приказ Фонда социального страхования РФ от 12 февраля 2010 г. № 19 «О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования»
Текст приказа размещен на сайте Фонда социального страхования РФ (http://www.fss.ru).
• Утверждена Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе ФСС РФ в электронном виде с применением электронной цифровой подписи. Технология предназначена для организации защищенного юридически значимого электронного документооборота (обмена конфиденциальной информацией) между страхователями и ФСС РФ и определяет:
- процедуру взаимодействия и последовательность действий сторон электронного документооборота в целях обмена юридически значимыми электронными документами с применением электронной цифровой подписи;
- набор требований к формату, форматно-логическому контролю и шифрованию расчета в системе электронного документооборота Фонда;
- порядок разбора конфликтных ситуаций, возникающих при осуществлении электронного документооборота.

Письмо Фонда социального страхования РФ и ПФР от 14, 26 января 2010 г. №№ 02-03-08/08-56П, АД-30-24/691
• Фонд социального страхования РФ и Пенсионный фонд РФ рекомендуют плательщикам страховых взносов использовать приложенный к письму формат карточки для ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 15 февраля 2010 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 февраля 2010 г. № 33.
• В соответствии с внесенными изменениями по кредитному договору, заключенному с заемщиком - гражданином, банком не может быть односторонне сокращен срок действия этого договора, увеличен размер процентов, увеличено или установлено комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
• Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Указание ЦБР от 19 февраля 2010 г. № 2399-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
• С 24 февраля 2010 г. ставка рефинансирования ЦБР установлена в размере 8,5% годовых.
• Указание вступает в силу со дня его подписания.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2010 г. № 16283/09
Между Банком (первоначальный кредитор) и Кооперативом (новый кредитор) заключен договор уступки права требования, по условиям которого Банк передает, а Кооператив принимает на себя право требования и становится кредитором Общества с ограниченной ответственностью по его обязательствам по кредитным договорам, заключенным Обществом с Банком. Договором уступки предусмотрен поэтапный порядок оплаты. С момента полной оплаты уступаемых прав Кооператив приобретает, а Банк утрачивает право требования исполнения обязательств с Общества. Банк в течение двух дней после полной оплаты по договору обязан предоставить Кооперативу оригиналы документов, подтверждающих право требования, включая решения суда. В случае частичной оплаты уступаемых прав право требования по договору переходит пропорционально оплаченным требованиям. Во исполнение условий договора Кооператив перечислил Банку первый взнос. Однако вскоре после этого в отношении Общества по его заявлению введена процедура банкротства. Согласно реестру требований кредиторов Общества Банк является конкурсным кредитором. Затем Общество было признано банкротом, и в отношении него открыто конкурсное производство.
Кооператив направил Банку предложение о расторжении договора уступки права требования и возврате денег, полученных в счет оплаты по договору. Банк отказался, тогда Кооператив обратился в суд с иском о расторжении договора уступки права требования и взыскании неосновательного обогащения. Обращаясь в суд, Кооператив сослался на существенное изменение обстоятельств и потерю интереса к сделке.
Суд первой инстанции сделал вывод, что спорный договор является недействительным и, следовательно, не мог быть расторгнут. Суд исходил из того, что уступаемое право требования не перешло к Кооперативу при заключении договора и не могло перейти, поскольку переход права находится под условием внесения платежей в соответствии с графиком, поэтому перемена лиц в обязательстве не произошла. Суды апелляционной и кассационной инстанции согласились с таким выводом.
По мнению судей ВАС РФ, выводы судов трех инстанций о недействительности договора уступки права требования являются ошибочными. Сформулированные указанным образом условия договора на его действительность не влияют, так как согласуются с принципом свободы договора (статья 421 ГК РФ) и не противоречат положениям параграфа 1 главы 24 ГК РФ, которые не содержат положений, исключающих возможность включения в договор, на основании которого совершается уступка прав, положений, обуславливающих момент перехода уступаемых прав от цедента к цессионарию исполнением последним своих обязанностей по оплате приобретаемого права. Вывод судов о том, что банкротство Общества в данном случае не является существенным изменением обстоятельств и не влечет удовлетворения требования Кооператива о расторжении договора, коллегия судей считает обоснованным, поскольку такое обстоятельство не может быть признано непредвидимым.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2009 г. № 18-Г09-18
Граждане, являющиеся учредителями фонда содействия развитию и поддержки малого предпринимательства и бизнеса, обратились в суд с заявлением о ликвидации фонда. В обоснование заявленных требований ссылались на то, что с апреля 2008 года Фонд не осуществляет никакой деятельности для достижения целей, указанных в уставе. Поскольку решение о ликвидации Фонда может принять только суд, они обратились в суд с данным заявлением. Определением суда отказано в принятии заявления в связи с тем, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит, что данное определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в принятии заявления граждан – учредителей Фонда, суд исходил из положений пункта 1.1 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом или его территориальным органом. Ни прокурор, ни уполномоченный орган - регистрационная служба не обращались в суд с требованием о ликвидации Фонда. Заявители - учредители Фонда, по мнению суда, не наделены законодателем правом на обращение в суд с подобным заявлением.
Между тем, с данными выводами согласиться нельзя, поскольку суд не учел положений пункта 2 статьи 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» в соответствии с которым, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 119 ГК РФ. Право выбора способа защиты своих прав и законных интересов; путем обращения к компетентным органам, наделенным правом обращения в суд с заявлением о ликвидации фонда или самостоятельного обращения в суд с требованием о ликвидации Фонда принадлежит самим заявителям (учредителям Фонда).

Защита прав организаций

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2010 г. № ВАС-1001/09
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению (Колледжу) и Министерству финансов РФ о взыскании задолженности по договору займа и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал на основании статьи 167 ГК РФ в связи с ничтожностью договора займа и невозможностью применения в данном случае последствий недействительности ничтожной сделки по инициативе суда. Однако апелляционный суд, согласившись с выводом суда первой инстанции о ничтожности договора займа, применил последствия недействительности ничтожной сделки по собственной инициативе и обязал Колледж возвратить Обществу полученные по ничтожной сделке денежные средства.
Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ считают, что, дав оценку договору займа, суды правомерно пришли к выводу о его ничтожности в связи с несоответствием статье 118 БК РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 21 марта 2003 г.), согласно которой бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Однако предметом иска по настоящему делу являлось не признание сделки недействительной (ничтожной), когда суд в силу пункта 32 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 вправе применить реституцию по собственной инициативе, а взыскание задолженности по кредитному договору, основанием которого послужило неисполнение Колледжем договорных обязательств. Проявляя собственную инициативу в применении реституции, апелляционный суд не учел, что, зная о ничтожности сделки, истец имел возможность самостоятельно защитить свои права и законные интересы путем предъявления иска о применении последствий недействительности ничтожной сделки или изменения основания иска в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, однако таких требований не заявлял вплоть до подачи апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.


Назад